Preview

Аэрокосмический научный журнал

Расширенный поиск

Степень комфортности кабины спускаемых аппаратов капсульной формы

https://doi.org/10.24108/aersp.0217.0000066

Полный текст:

Аннотация

В статье изложена проблема выбора проектно-компоновочной схемы транспортного космического корабля с учетом достижения необходимой для нормального функционирования экипажа степени комфортности. На примере отечественных и американских космических кораблей показано, что на выбор проектно-компоновочной схемы космического корабля оказывают решающее влияние тип ракеты-носителя, специфика старта, эксплуатационные перегрузки, габаритно-массовые ограничения. Свободный объем гермокабины, приходящийся на каждого члена экипажа, рассматривается в качестве основного показателя, характеризующего степень комфортности космического корабля. Используя среднестатистические данные по плотности компоновки различного оборудования, проведена оценка возможного увеличения этого показателя для современных спускаемых аппаратов. На примере спускаемых аппаратов класса «Союз» и «Аполлон» приведена зависимость роста массы спускаемого аппарата от свободного объема его гермокабины. Обращено внимание на тот факт, что предел увеличения свободного объема отсеков космического корабля для достижения максимальной степени комфортности должен соответствовать набору функций, которые выполняет экипаж в рассматриваемых отсеках В противном случае увеличение массы космического корабля окажется неоправданным. Результаты, изложенные в статье, могут быть полезны разработчикам пилотируемых космических аппаратов, а также преподавателям и студентам. В перспективе целесообразно дополнить материал статьи массовыми и объемными показателями, а также результатами оценки степени комфортности проектируемых в настоящее время в России и США современных пилотируемых космических аппаратов, таких как ПТК НП («Федерация»), «Орион», «Dragon V2».

Об авторах

В. Е. Миненко
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва
Россия

Миненко Виктор Елисеевич

Профессор, кафедра СМ-1



С. Б. Быковский
ООО «Космокурс», Москва
Россия

Быковский Сергей Борисович

Ведущий инженер-конструктор



А. Н. Семененко
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва
Россия

Семененко Александр Николаевич

кафедра СМ-1



Список литературы

1. Солнечная система. Режим доступа: http://www.sistemasolnca.ru/solnechnaya-sistema/2012-04-17-17-01-25/267--1.html, дата обращения 04.07.2017.

2. Бушуев К. Д. Подготовка и осуществление программы ЭПАС. М.: Знание, 1976. 62 с.

3. Дэвид Мак-Гоуан «Хвост виляет лунным пёсиком», часть X. Режим доступа: http://bigphils.livejournal.com/6613.html, дата обращения 04.07.2017.

4. Национальное управление по аэронавтике и исследованию космоса NASA. Режим доступа: http://www.profi-forex.org/wiki/nacional-noe-upravlenie-po-ajeronavtike-i-issledovaniju-kosmosa-nasa.html, режим доступа 04.07.2017.

5. Гэтленд К.У. Космическая техника. М.: Мир, 1986. 294 с. [The illustrated encyclopedia of space technology / Consultant and principal author K.W. Gatland. L.: Salamander, 1981. 289 p.].

6. Космические аппараты / Под общ. ред. К.П. Феоктистова. М.: Воениздат, 1983. 319 с.

7. Панкратов Б.М. Спускаемые аппараты. М.: Машиностроение, 1984. 232 с.

8. Сидоров О.А. Физиологические факторы человека, определяющие компоновку поста управления машиной. М.: Оборонгиз, 1962. 363 с.

9. Рабинович Б.А. Безопасность человека при ускорениях: (биомеханический анализ). М.: Книга и бизнес, 2007. 208 с.


Для цитирования:


Миненко В.Е., Быковский С.Б., Семененко А.Н. Степень комфортности кабины спускаемых аппаратов капсульной формы. Аэрокосмический научный журнал. 2017;3(2):17-33. https://doi.org/10.24108/aersp.0217.0000066

For citation:


Minenko V.E., Bykovsky S.B., Semenenko A.N. A Cockpit Comfort Level of the Descent Capsule-Shaped Vehicles. Aerospace Scientific Journal. 2017;3(2):17-33. (In Russ.) https://doi.org/10.24108/aersp.0217.0000066

Просмотров: 168


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2413-0982 (Online)