Preview

Аэрокосмический научный журнал

Расширенный поиск
Том 2, № 03 (2016)

АВИАЦИОННАЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

1-10 177
Аннотация

Целью работы является определение жесткости подвески груза в агрегатах, предназначенных для выполнения транспортно-установочных технологических операций на стартовых комплексах различного назначения.

Рассмотрена подвеска груза, состоящая из следующих характерных конструктивных элементов: исполнительного механизма опускания груза, полиспастного механизма, каната, траверсы и тяг. Жесткость подвески груза определялась путем создания ее структурной динамической модели.  В рамках расчетного анализа динамической модели определялись жесткости ее структурных единиц - траверсы, каната и полиспаста.

Для вычисления жесткости каната использовались известные аналитические зависимости. Для определения жесткостей полиспаста и траверсы были созданы специальные модели. Модели созданы на основе метода конечных элементов. Для каждой модели были определены деформации в характерных точках под действием тестовой нагрузки. На основе полученных данных были определены жесткости траверсы и полиспаста, а так же жесткость подвески в целом. Формирование и жесткостной расчет моделей полиспастного механизма и траверсы проводились в программном комплексе  «Зенит-95».

В качестве результатов в работе представлены динамическая модель подвески груза транспортно-установочного агрегата, конечноэлементные модели полиспастного механизма и траверсы, алгоритм определения жесткости подвески груза и соответствующие аналитические зависимости.

Автономный расчет жесткости подвески груза позволит упростить дальнейший динамический расчет системы агрегат-груз, так как позволит получить более простую модель системы агрегат-груз, использующую модель подвески груза в виде элемента эквивалентной жесткости.  Несмотря на данное упрощение модель позволит корректно определять параметры движения груза и перегрузки в системе агрегат-груз при выполнение технологических операций.

11-25 166
Аннотация

Известно, что в состав многих современных космических аппаратов входят крупногабаритные антенны. Они крепятся к корпусу космического аппарата при помощи кронштейнов. Размеры рефлекторов антенн могут достигать 30…50 м. Масса таких конструкций может достигать около 200 кг.

Поскольку габариты антенны существенно превосходят размеры корпуса космического аппарата и места крепление кронштейнов к корпусу имеют малую жесткость, обычные демпферы могут оказаться неэффективны. Предложено рассмотреть возможность демпфирования антенны за счет ее взаимодействия с магнитным полем Земли.

Построена простейшая динамическая модель космического аппарата, оснащенного крупногабаритной конструкцией. Космический аппарат представляет собой параллелепипед, к которому с помощью балки крепится антенна.

Для решения модельных задач принята упрощенная модель магнитного поля Земли: однородное, линии напряженности параллельны между собой и ориентированы перпендикулярно плоскости антенны.

Рассматривались две схемы расположения катушки относительно антенны. Вертикальная схема, в которой ось магнитного диполя перпендикулярна плоскости антенны, и горизонтальная схема, в которой ось магнитного диполя лежит в плоскости антенны. Кроме компоновки исследовались два способа магнитного демпфирования колебаний: за счет управляемого тока, подаваемого от системы электропитания космического аппарата, и за счет самоиндукции тока в катушке. Таким образом, были сформулированы четыре задачи.

В каждой задаче составлялось уравнение колебаний. После чего оценивалось отношение амплитуд колебаний и время их затухания. Оказалось, что для каждой задачи нужны определенные параметры, либо самой антенны, ее габаритные размеры и момент инерции, либо катушки и соответственно тока, который подается от космического аппарата. В каждой задаче для этих параметров были найдены диапазоны, при которых можно говорить о том, что демпфирование колебаний будет эффективным.

На основе анализа задач можно сделать вывод о том, что для демпфирования колебаний крупногабаритной антенны может быть использована специализированная система управления. Исполнительными органами в этом случае могут быть катушки. Показано, что эффективное демпфирование возможно в том случае, если учитываются определенные параметры системы.

26-33 221
Аннотация

В статье освещены проблемы, связанные с логистикой, возникающие при строительстве космодрома "Восточный". Рассматриваются этапы жизненного цикла сложных наукоемких изделий. Приводятся основные понятия и методики управления жизненным циклом изделий и варианты их применения для решения рассматриваемых проблем. Предложен практический способ оптимизации логистических процессов и процессов управления жизненным циклом и создания актуальной базы данных логистической поддержи изделия с использованием программного обеспечения ILS Suite, разработанного с использованием мультиагентного подхода к проектированию системы.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2413-0982 (Online)